Легендарная американская марка Etonic (Итоник) имеет более, чем вековую историю и всегда была предана своим традициям. Сегодня узнаваемость Etonic не так велика - прежде всего его знают увлеченные игроки в гольф, боулинг и бегуны, так как в последнее время он был сосредоточен именно на этих видах спорта. Буквально пару десятилетий назад бренд был, практически, лидером в инновациях. Именно инженерами этой компании были разработаны первые ботинки для гольфа с мембраной GORE-TEX со слоганом «First One There», а также технология амортизации Dynamic Reaction Plate для бега. Этоник сотрудничали с двухкратным чемпионом NBA Хакимом Оладжьювоном (Hakeem Abdul Olajuwon) из Houston Rockets и отметились коллаборацией с Fred Perry, еще в далеком 1981 году, когда это не было мейнстримом.
В связи новым курсом компании переиздаются знаковые беговые, баскетбольные и теннисные силуэты, получая новые расцветки, благодаря сотрудничеству с современными дизайнерами. Наконец, кроссовки бренда, ставшие настоящими «иконами стиля» возвращаются на полки магазинов и коллекционеров всего мира.
Закладка фундамента
История зарождения бренда начинается намного раньше, чем появление таких локомотивов, как New Balance, Nike и Adidas. В 1876 году мастер по производству обуви Чарльз А. Итон, открыл свою первую обувную фабрику в Броктоне, штат Массачусетс. В одиночку строить бизнес было довольно тяжело, поэтому он заручился поддержкой некоего Л. Б. Терри. Партнерство привело к созданию заводов и набора штата сотрудников. Однако, в 1892 году Итон решил вновь стать единственным владельцем. Он расторг договор и переименовал бренд в «Charles A. Eaton Company» (Чарльз А. Итон). В начале 20 века у предпринимателя было три завода: два в Броктоне и один в Огасте, штат Мэн. Чарльз был президентом компании до своей смерти в апреле 1918 года. Затем дело продолжил его сын Честер Итон.
Во время Первой Мировой Войны компания «Charles A. Eaton», как и многие другие в то время, производили ботинки для солдат. Когда началась Вторая Мировая, у правительства США уже был надежный партнер для поставок обуви. В результате компания стала одним из первых военных подрядчиков и крупнейшим поставщиком в обувной промышленности с объемом производства в 4 млн. пар, получив награду «E» от Военно-Морских сил, символизирующую преданность своей стране и качеству продукции.
Умение улавливать тренды
В 1945 году, бренд неожиданно переключился на создание обуви для гольфа. Из-за отсутствия явных конкурентов и за счет использования передовых технологий и дизайна, компания «Charles A. Eaton», стала в этой области бесспорным лидером. Для гольфистов была создана линия «Tournament of Champions» (Турнир Чемпионов). Инновацией стал «Comfort Collar» - специальная конструкция верха обуви, обеспечивающая дополнительный комфорт и поддержку.
Новый поворот в развитии
В 1970-е годы настало время больших изменений. Компания была приобретена концерном Colgate-Palmolive. Под управлением нового влиятельного руководства бренд «Charles A. Eaton» сделал упор на обувь для фитнеса и легкой атлетики. Возрастающий интерес к здоровому образу жизни вызвал знаменитый «Беговой бум», который захватил мир в 70-х, подтолкнув производителей к массовому производству спортивной обуви. И уже в 1976 году название бренда сменилось с «Charles A. Eaton Golf Company» на привычный нам «Etonic».
К 1979 году бренд представил кроссовки Street Fighter (Уличный боец) и создал модель, названную в честь марафонца Билла Роджерса. При этом Etonic не забывали и про гольф - была изготовлена первая обувь с верхом из водостойкой кожи и «биомеханическая» подошва «Stabilizer».
Бренд уже было не остановить и в 1981 году, благодаря сотрудничеству с Fred Perry, «Этоник» выходит на рынок теннисной обуви, на котором в тот момент позиции прочно удерживала модель Adidas Stan Smith. Продолжая создавать инновации и не боясь экспериментов, Etonic обеспечивали себе уверенную позицию среди гольфистов, баскетболистов и бегунов.
Сразу после коллаборации с Fred Perry бренд представили новую модель Trans Am Trainer, впоследствии ставшей культовой. Это был классический силуэт кроссовок, выполненный из замши и сетчатого текстиля, но самое интересное было то, что обувь была разработана при участии ортопедов, что добаляло доверия к бренду, как к серьезному игроку и конкуренту. В 2014 году Trans Am Trainer переиздавали в разных расцветках и материалах, также было выпущено несколько коллабораций: с австралийским брендом Coogi, с крупной сетью магазинов Barneys New York и с культовым магазином Bait.
Etonic и NBA
В 1984 году во время летних Олимпийских игр Etonic можно было увидеть среди таких гигантов, как Nike, Puma, ASICS и Adidas, боровшихся за то, чтобы экипировать спортсменов. Помимо присутствия на главном спортивном событии, в том же году с брендом подписал контракт игрок NBA Хаким Оладжьювон, выбранный в первом раунде на драфте командой «Houston Rockets». Хаким обосновал свой выбор тем, что хотел бы покончить с необоснованно высокими ценами на кроссовки (спойлер - не вышло), которые росли из-за популярности Найки, которые давно вкусили прелесть маркетинга и Свуш красовался на ногах именитых спортсменов чаще других логотипов. Результатом сотрудничества с баскетболистом стала именная высокая модель Akeem the Dream, вышедшая в белом цвете с красными и желтыми вставками.
В 2014 году Оладжьювон снова объединился с Etonic для переиздания своей модели, а также легендарной классики Street Fighter и Trans Am Trainer. Также была выпущена одежда и аксессуары под брендом Dream. Вся линейка создавалась при участии директора по дизайну обуви Jordan и основателя Pensole Academy Дуэйна Эдвардса.
«Когда я стал послом бренда в начале карьеры, Etonic тоже был новичком на баскетбольной арене. Сегодня я стремлюсь продолжать создавать свой бренд в индустрии обуви и одежды», – сказал Оладжьювон в пресс-релизе того года.

Etonic сегодня
В 2007 году “Этоник” перешла под управление итальянской марки
Lotto, занимающейся преимущественно футбольной и теннисной обувью. В то время была создана технология PowerUp для гольфа – специальные вставки в подошве. Спустя 5 лет компания вернулась в США, когда Weisfeld Group и Anthony L&S Footwear выкупили ее, образовав Etonic Holdings, LLC. Благодаря большему вниманию к дизайну новые владельцы планируют расшириться до международных продаж и выхода дополнительных категорий товаров. Брюс Вайсфельд, президент Weisfeld Group прокомментировал эту сделку так:
«Мы очень рады приобретению прав на бренд. Это действительно настоящая американская спортивная компания. Мы планируем восстановить и оживить “Этоник”, вернуть бренд на достойное место среди лучших в мире. С 1876 года он возглавляет индустрию спортивных товаров со многими новинками, включая первую обувь для гольфа и первую водостойкую обувь Gore-Tex. Марка также несет ответственность за разработку линии кроссовок, которая фактически предотвращает травмы».
В 2017 году Etonic выбрала Ray Cook Brands для производства и продажи обуви для гольфа, перчаток и других аксессуаров по эксклюзивной лицензии. Бренд присоединился к ряду известных брендов, которые включают Ray Cook, Hot-Z, Solus и Bullet - это одна из основным категорий для “Этоник” сегодня. Помимо этого, компания предлагает одежду для спорта и жизни. Также выпускается обувь для боулинга наравне со спонсорством Etonic Championship, соревнования в рамках главного профессионального турнира по боулингу.
В последние года мы можем видеть возвращение к лучшим годам и переиздания всех знаковых силуэтов, которые находят новых поклонников в сникер культуре и возвращают тех, кто уже имел возможность познакомиться с брендом в прошлом.